8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -              
Рус   |   Eng

Авторы

Мухаметзянов И. З.

Ученая степень
докт. физ.-мат. наук, профессор Уфимского государственного нефтяного технического университета
E-mail
miz2004@yandex.ru
Статьи автора

Имитационная многоагентная нечетко-логическая модель принятия маркетинговых решений промышленного предприятия в условиях неопределенности

Рассмотрена задача создания инструментальной системы поддержки принятия маркетинговых решений промышленного предприятия в условиях неопределенности. Предлагается использовать методологию многоагентного программирования для ситуационного моделирования функционирования рынка как сложной социально-экономической системы, а также процедуры нечеткого логического вывода для обработки неопределенной информации. Рассмотрены примеры ситуационных стратегий и принятия рациональных маркетинговых решений для рынка нефтегазового сервиса.
Читать дальше...

Масштабирование числовых шкал при попарных сравнениях: AHP, Dematel, BWM, SWARA

В статье представлен обзор и выполнен сравнительный анализ четырех методов оценки весовых коэффициентов для многокритериального принятия решений, основанный на попарных сравнениях: AHP, Dematel, BWM и SWARA. Показано на примерах, что достоверность оценок в значительной степени зависит от корректного применения инструмента попарных сравнений: оценки даются в вербальной шкале, а затем переводятся в количественные значения для расчета приоритетов критериев и альтернатив. Все стадии попарных сравнений являются многовариантными. В частности, достоверность этого инструмента принятия решений зависит от выбора числовой шкалы и метода определения приоритетов. Учитывая важность, подробно представлен набор понятий, касающихся лингвистических переменных, матриц лингвистических парных сравнений и числовой шкалы (масштабной функции). Показано, что информативность матрицы парных сравнений в AHP выше и является достаточной для однозначной реализации методов Dematel, BWM и SWARA. Хотя надежность решения по большему числу исходных данных считается выше, тем не менее нельзя утверждать, что результаты процесса AHP значимее. Акцент в данном исследовании сделан на масштабировании числовой шкалы. Масштабирование прямо связано с мысленным представлением вербальной шкалы, поскольку лицо, принимающее решение, формирует шкалу в соответствие со своим представлением. Показано, что сжатие числовой шкалы приводит к выравниванию приоритетов. Тенденция к выравниванию одинакова для всех типов числовых шкал и методов приоритизации, но процесс происходит при разных скоростях выравнивания. Для шкал с меньшим числом градаций характерно уменьшение степени приоритета на числовой шкале, что приводит к уменьшению в различии весов. В частности, это различие можно регулировать масштабированием. Читать дальше...