8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -              
Рус   |   Eng

Купить статью

Авторы: Трефилов  П. М., Венец  В. И., Романова М. А.     Опубликовано в № 2(116) 25 апреля 2025 года
Рубрика: Эффективные алгоритмы

Вероятностное прогнозирование и оценка достоверности данных в интеллектуальных транспортных системах

Предложены вероятностные модели прогнозирования и оценки достоверности навигационных параметров в интеллектуальных транспортных системах. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения надежности роботизированных транспортных средств, работающих в динамически изменяющихся городских условиях. В таких средах возможны отказы датчиков, искажения сигналов и высокая степень неопределенности данных. Предложенный подход основан на применении методов вероятностного анализа и статистического контроля для выявления аномалий в навигационных параметрах, таких как координаты, скорость и ориентация. Введено понятие достоверности навигационных данных как количественного показателя, характеризующего степень соответствия измеренных параметров реальному состоянию системы. Определены ключевые критерии достоверности: доверительная вероятность, уровень значимости и доверительные коэффициенты. Для повышения надежности оценки параметров предложено сочетание статистических методов анализа и алгоритмов фильтрации. Прогнозирование включает предварительную обработку данных с целью сглаживания шумов и проверки их согласованности. Выявление выбросов осуществляется с помощью статистических методов, включая доверительные интервалы и минимизацию дисперсии. Разработана модель прогнозирования, основанная на фильтре Калмана и динамическом обновлении вероятностных оценок. Интеграция различных методов в единую систему позволяет минимизировать влияние случайных и систематических ошибок, обеспечивая более точную оценку навигационных параметров. Предложенный подход применим к разработке навигационных систем автономных роботов и беспилотного транспорта, позволяя им адаптироваться к внешним условиям без необходимости в точных априорных данных.

Ключевые слова

интеллектуальная транспортная система, вектор состояния, достоверность данных, вероятностный и статистический анализ, фильтр Калмана

Автор статьи:

Трефилов  П. М.

Ученая степень:

канд. техн. наук, научный сотрудник, лаборатория киберфизических систем, Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН)

Местоположение:

г. Москва, Россия

Автор статьи:

Венец  В. И.

Ученая степень:

канд. физ.-мат. наук, ведущий эксперт, старший научный сотрудник, лаборатория киберфизических систем, Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН)

Местоположение:

г. Москва, Россия

Автор статьи:

Романова М. А.

Ученая степень:

научный сотрудник, лаборатория киберфизических систем, Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН)

Местоположение:

г. Москва, Россия